Из воздушного тупика


«Состояние гражданской авиации России. Безопасность полетов. Кадры. Государственное управление и регулирование» – слушания на эту тему состоялись в Общественной палате Российской Федерации.

В слушаниях в Общественной палате участвовали члены общественных советов при Федеральном агентстве воздушного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, члены Экспертного совета в области гражданской авиации России, представители профсоюзов, общественных и ветеранских организаций, предприятий и учреждений гражданской авиации, Государственной думы и Совета Федерации, Российского союза промышленников и предпринимателей, Союза транспортников России, администрации президента, правительства, заинтересованных ведомств, других органов исполнительной власти. Были заслушаны доклады председателя Общественного совета при Росавиации Петра Дейнекина и семь содокладов ведущих экспертов отрасли.

Достижения прошлого года

Общественная палата отмечает, что за последние годы гражданская авиация России достигла определенных успехов:

-объемы перевозок отечественных авиакомпаний в 2014 году возросли до 93 миллионов пассажиров;
-российские аэропорты обслужили 157 миллионов российских и зарубежных граждан;
-для развития региональной маршрутной сети в 2014 году государством выделено 3,58 миллиарда рублей. Субсидированием охвачено 130 внутренних маршрутов между 80 городами страны. Общее субсидирование авиаперевозок по пяти программам составило 8 миллиардов 700 миллионов рублей;
-введено 13 маршрутов для развития сообщения с Республикой Крым;
-в период Олимпиады 2014 года образцово выполнено более шести тысяч рейсов в Сочи, перевезено около 400 тысяч пассажиров;
-сохранена система отраслевого авиационного образования, укреплена материально-техническая база университетов и колледжей гражданской авиации. В течение последних лет приобретены 320 учебных воздушных судов и современные тренажеры. Численность обучающихся в образовательных учреждениях ГА составляет около 25 тысяч;
-успешно введена новая (более плотная) система вертикального эшелонирования, интенсивность движения в российском воздушном пространстве за пять лет увеличилась в полтора раза;
-с 2007 по 2015 год создано семь федеральных казенных предприятий, включающих в себя 67 аэропортов и посадочных площадок в районах Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока;
-ведутся реконструкция и строительство аэропортов федерального значения. В 2014 году на эти цели было выделено 73 миллиарда рублей, из них 34,6 миллиарда – из федерального бюджета, 38,4 миллиарда – из иных источников.

Поводы задуматься

С середины 2014-го темпы роста авиаперевозок стали снижаться, дойдя к декабрю до нуля. Практически каждая вторая авиакомпания закончила год с отрицательным финансовым результатом. Для «Трансаэро», № 2 в России по объемам авиаперевозок, ситуация обернулась крахом.

Убытки отрасли от авиатранспортной деятельности в 2014 году на внутренних линиях составляют 32 миллиарда рублей.

Из воздушного тупика

Спад воздушных перевозок продолжился и достиг девяти процентов за первые четыре месяца 2015-го. К примеру, на рейсы «Трансаэро» было продано около 650 тысяч билетов общей стоимостью около 10 миллиардов рублей. Тем не менее авиаперевозчик (вслед за компаниями «ЮТэйр», «Владивосток Авиа» и другими) проходит процедуру банкротства. Российские туроператоры уже зафиксировали вызванный этим рост цен на авиабилеты. Например, полет из Москвы в Благовещенск обходится теперь в 22 тысячи, в Магадан – 32 тысячи, в Анадырь – 68 тысяч рублей.

В настоящий момент страна не имеет национального гражданского воздушного флота. В российских авиакомпаниях более 90 процентов от всех пассажирских коммерческих авиаперевозок выполняют около 900 магистральных самолетов зарубежного производства. Они не являются российской собственностью, подавляющее большинство взято в лизинг у зарубежных предприятий. За последние годы в нашу страну также поступило 700 вертолетов зарубежного производства. Эти воздушные суда зарегистрированы в государственных реестрах иных стран. Зарубежные санкции могут в любой момент остановить их эксплуатацию и создать коллапс в авиатранспортной системе страны.


Кто за штурвалом?

Сложившаяся ситуация позволяет сделать вывод о том, что наибольшую угрозу для стабильной работы отрасли и национальной безопасности страны представляет стихийно сформировавшаяся за последние 25 лет структура воздушного флота.

Министерство транспорта не определило приемлемые показатели безопасности полетов, как того требует распоряжение правительства «Об утверждении Государственной программы обеспечения безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации» (№ 641-р от 6 мая 2008 года). В государстве не установлены целевые уровни и показатели эффективности обеспечения безопасности полетов, не определено ответственное за это должностное лицо.

Вышеуказанная госпрограмма требует актуализации и переутверждения в связи с вступлением в действие с ноября 2013 года приложения 19 «Управление безопасностью полетов» к Конвенции о международной гражданской авиации.

В связи со спадом перевозок в текущий период в авиакомпаниях резко уменьшается численность летного и инженерно-технического состава, являющегося стратегически важным кадровым потенциалом. За 2014–2015 годы сокращены около тысячи высококвалифицированных пилотов, однако при этом вопреки общественному мнению введена и действует статья Воздушного кодекса РФ, разрешающая компаниям нанимать на работу в качестве капитанов воздушных судов до 500 пилотов – иностранных граждан.

Требуются дальнейшее укрепление учебной базы вузов, летных и технических училищ гражданской авиации, увеличение объемов финансирования образовательного процесса. Вместе с тем реформы, предлагаемые Минобрнауки, не учитывают особенностей (сложностей) процесса первоначального летного обучения и наносят вред специфичной системе подготовки летных кадров.


Россия – кладбище аэродромов

Несмотря на принимаемые государством и бизнесом меры по развитию инфраструктуры в связи с проведением ЧМ по футболу, общее состояние дел с аэропортовой сетью страны остается неудовлетворительным.

Общее количество аэропортов и аэродромов в России сократилось в пять раз – с 1450 (в 1991-м) до 287 (в 2015-м). Закрытие небольших, но социально значимых аэропортов и аэродромов произошло там, где воздушному транспорту нет альтернативы: в Сибири, на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. Объем перевозок на местных воздушных линиях в настоящее время составляет всего восемь-девять процентов от общего количества авиапассажиров внутри России.

Отсутствие стабильного авиасообщения в указанных регионах создает трудности для населения и препятствует реализации права граждан на свободное передвижение (ст. 27 Конституции РФ).

Действующая система государственного управления и регулирования не соответствует требованиям ИКАО и является тормозящим фактором в развитии гражданской авиации. При наличии серьезных внутренних и внешних вызовов эта структура не справляется с обеспечением стабильной работы и интенсивным развитием отрасли.

Сегодня в гражданской авиации России функционируют четыре государственных органа, взаимодействие которых не отлажено, а функции не разграничены. Ни на одну из этих структур не возложена ответственность за безопасность полетов.

Работа Департамента государственной политики в области гражданской авиации, не скоординированная с вышеуказанными органами управления, привела к серьезным недостаткам в законодательстве. Разработка и ввод в действие нормативных правовых актов осуществляются на низком профессиональном уровне, в отрыве от реальной деятельности авиакомпаний.


Программное резюме

Значительный объем авиаперевозок, огромная территория страны, наличие труднодоступных регионов, суровый климат, потребности общества и реальной экономики в скоростном транспорте, необходимость интегрироваться в мировую систему, обеспечение безопасности полетов в соответствии с международными стандартами, ликвидация зависимости от импорта воздушных судов, поддержание авиабизнеса и в конечном итоге интересы безопасности России настоятельно требуют создания единого полномочного органа по управлению, регулированию и воссозданию отечественной гражданской авиации.

Требуются большие конкретные работы по импортозамещению всего гражданского воздушного флота. Это вряд ли посильно только Минтрансу и Минпромторгу. Необходима консолидация усилий многих ветвей власти, ведомств федерального и регионального уровней, авиационного бизнеса и общественности.

На основании вышеизложенного Общественная палата рекомендует правительству:

1. Разработать и внести проект ФЗ о внесении изменений в Воздушный кодекс с целью приведения его в соответствие с Конвенцией о международной гражданской авиации.

2. Разработать и принять Государственную программу безопасности полетов (в соответствии с требованиями приложения 19 «Управление безопасностью полетов» к Конвенции о международной гражданской авиации).

3. Систему государственного управления и регулирования гражданской авиации России сформировать в соответствии с требованиями ИКАО. Образовать единый орган в формате Министерства гражданской авиации или иного федерального органа исполнительной власти, подчиненного непосредственно правительству РФ.

4. Принять обновленную Государственную программу развития гражданской авиации до 2030 года, предусматривающую создание необходимых правовых и экономических условий для решения проблем гражданской авиации, увязанную с программами развития регионов страны, с детализацией «дорожной карты» ее реализации по каждому году.

5. Разработать меры импортозамещения и приступить к их реализации.

6. Укрепить учебную базу вузов, летных и технических училищ гражданской авиации на основе увеличения объемов финансирования и актуализации учебных программ.

7. Создать Авиационную коллегию при правительстве РФ, в компетенцию которой включить координацию деятельности по всему технологическому циклу от разработки до конца эксплуатации авиационной техники с целью охвата сфер деятельности всех поставщиков, установленных приложением 19 «Управление безопасностью полетов» к Конвенции о международной гражданской авиации.
Источник

© 2017 Реальные новости